Биология
Биология
— аннотация к рабочим программам (5-9 класс)
Программы
разработаны на основе ф едерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного
общего образования, программы основного общего образования. Биология. 5-9
классы / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров — М.: Дрофа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС(УМК):
§
Плешаков А.А. Сонин
Н.И., Биология . 5 класс. М.: ООО «ДРОФА»
§
Сонин Н.И., Сонина
В.И. Биология. 6 класс. М.: ООО «ДРОФА»
§
Сонин Н.И. Захаров
В.Б., Биология. 7 класс. М.: ООО «ДРОФА»
§
Сонин Н.И., Захаров
В.Б. Биология. 8 класс. М.: ООО «ДРОФА»
§
Мамонов С.Г., Захаров
В.Б., Агафонова И.Б. и др. Биология. 9 класс. М.: ООО «ДРОФА»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
·
5 класс — 1 час в
неделю, 34 часа в год
·
6 класс — 1 час в
неделю, 34 часа в год
·
7 класс — 2 часа в
неделю, 68 часов в год
·
8 класс — 2 часа в
неделю, 68 часов в год
·
9 класс — 2 часа в
неделю, 68 часов в год
ЦЕЛИ:
·
систематизация знаний
об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе
изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование первичных умений, связанных с выполнением
практических и лабораторных работ;
·
воспитание
ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование
экологического мышления и основ гигиенических навыков.
ЗАДАЧИ:
·
образование в основной
школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и
природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого
круга вопросов, связанных с живой природой.
Программы
обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных,
метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Осознавать единство и
целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на
основе достижений науки.
·
Постепенно выстраивать
собственное целостное мировоззрение.
·
Осознавать потребность
и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы.
·
Оценивать жизненные
ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
·
Оценивать
экологический риск взаимоотношений человека и природы.
·
Формировать
экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия
людей на Земле.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.
·
Выдвигать версии
решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели.
·
Составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
·
Работая по плану,
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
·
В диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
·
Анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
·
Осуществлять
сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
·
Строить логическое
рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
·
Создавать
схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
·
Составлять тезисы,
различные виды планов (простых, сложных). Преобразовывать информацию из
одного вида в другой (таблицу в текст).
·
Уметь определять
возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
·
Самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Характеризовать
особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов
(клеток, организмов), их практическую значимость.
·
Применять методы
биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за
живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их
результаты, описывать биологические объекты и процессы.
·
Использовать
составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых
организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи).
·
Ориентироваться в
системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах,
получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
·
Анализировать и
оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на
здоровье человека.
СОДЕРЖАНИЕ:
5 класс
·
Живой организм:
строение и изучение – 9 ч
·
Многообразие живых
организмов – 14 ч
·
Среда обитания живых
организмов – 5 ч
·
Человек на Земле – 5 ч
·
Повторение и обобщение
– 1 ч
6 класс
·
Строение и свойства
живых организмов – 10 ч
·
Жизнедеятельность
организма – 23 ч
·
Организм и среда — 1 ч
7 класс
·
Введение – 3 ч
·
Раздел 1. Царство
Прокариоты – 3 ч
·
Раздел 2. Царство
Грибы – 4 ч
·
Раздел 3. Царство
Растения – 16 ч
·
Раздел 4. Царство
Животные – 38 ч
·
Раздел 4. Царство
Вирусы – 2 ч
·
Заключение – 2 ч.
8 класс
·
Место человека в
системе органического мира – 2 ч
·
Происхождение человека
– 3 ч
·
Краткая история
развития знаний о строении и функциях организма человека – 1 ч
·
Общий обзор строения и
функций организма – 4 ч
·
Координация и
регуляция, анализаторы – 12 ч
·
Опора и движение – 8 ч
·
Внутренняя среда
организма – 4 ч
·
Транспорт веществ – 5
ч
·
Дыхание – 5 ч
·
Пищеварение – 6 ч
·
Обмен веществ и
энергии – 2 ч
·
Выделение – 2 ч
·
Покровы тела– 3 ч
·
Размножение и
развитие– 2 ч
·
Высшая нервная
деятельность– 5 ч
·
Человек и его
здоровье– 4 ч
9 класс
·
Введение – 1 ч
·
Эволюция живого мира
на Земле – 21 ч
·
Структурная
организация живых организмов – 11 ч
·
Размножение и
индивидуальное развитие организмов – 6ч
·
Наследственность и
изменчивость организмов – 12 ч
·
Взаимоотношения
организмов и среды – 12ч
·
Заключение –1ч
·
Повторение изученного
материала – 4 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
·
Виды контроля:
текущий, тематический, итоговый.
·
Основная цель текущего
опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных
с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать,
классифицировать, устанавливать причину, определять свойства), анализ
деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
·
Текущий контроль
проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в
разные сроки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подробный
совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов, ошибок и
неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребление цифровой
отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а знание не
сформировалось. Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над
ошибками. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде
индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и
др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих
тетрадях.
·
Тематический контроль
особенно целесообразно проводить на уроках биологии. Это связано с
особенностями этого вида контролирующей деятельности: ученику предоставляется
возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно
подготовившись. То есть при тематическом контроле ученик получает возможность
«закрыть» предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
·
Итоговый контроль
проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток
времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся таким
образом 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти
учебного года.
·
Учитель систематически
использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный
(самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
·
Устный опрос —
это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом
(фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят
не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило,
образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в
нестандартной ситуации.
·
Письменный опрос — это
самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы
потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и
умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих
работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и
помочь учащимся устранить возникшие трудности.
·
Контрольная работа
используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке
усвоения учащимися знаний умений по достаточно крупной теме курса, изучение
которой закончено. Очень целесообразно, когда контрольные составлены не как
идентичные варианты, а как разноуровневые задания.
·
Своеобразной формой
контроля могут быть различные соревновательные игры.
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются
различные формы контроля: промежуточные и итоговые тестовые проверочные работы;
самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по
лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов,
моделирование процессов и объектов).